Машиночитаемая доверенность автоматизирует проверку переданных полномочий, если соблюдены следующие условия:
В 2020 году началась реформа электронной подписи в России. в результате этой реформы удостоверяющие центры больше не выдают «сертификат подписи сотрудника компании». Вместо него с 1 сентября 2023 года для подписания документов сотруднику компании необходимо применять собственный сертификат электронной подписи, выданный ему, как физическому лицу.
е будем забывать, что с помощью сертификата электронной подписи можно войти в личный кабинет на каком-нибудь портале, например, в Личный кабинет налогоплательщика. МЧД служит для подтверждения полномочий представителя и на вход в личный кабинет представляемого, и на просмотр в нем определенной информации, и на выполнение определенных действий.
Для генерального директора или иного лица, кто может работать и подписывать электронные документы без доверенности, в этом плане ничего не изменилось — в сертификате также, как и раньше, указывается от имени какой компании он действует и МЧД ему не нужна.
МЧД – это структурированный документ в XML-формате и сделать его собственноручно, без специального сервиса, сложно. Чтобы облегчить эту задачу, компании, которые предоставляют услуги по работе с электронными подписями и документами (в первую очередь, разработчики бухгалтерских программ и операторы электронного документооборота), предусмотрели специальные сервисы. Обычно подобные сервисы интегрированы в программы, где ведется учет деятельности Вашей компании.
Если Вы не смогли найти удобный сервис у коммерческой компании, то всегда сможете создать МЧД бесплатно в сервисе ФНС России.
Обязательно подпишите полученный файл с МЧД электронной подписью генерального директора (или лица, кто может работать без доверенности).
Файлы с МЧД и электронной подписью можно направить на регистрацию в распределенный реестр ФНС России или передать своему поверенному (представителю).
В большинстве случаев формировать доверенность необходимо по универсальному формату, который размещен на сайте ЕПГУ. Если государственный орган определил для себя свой собственный формат МЧД (такое право есть у него по закону), то необходимо использовать его.
При формировании машиночитаемой доверенности полномочия сотрудника выбираются из единого справочника – классификатора полномочий. Обязанность вести и заполнять классификатор возложена на Минцифры России.
В классификаторе каждое полномочие имеет свой идентификационный номер, наименование и дату ее включения в справочник. Это позволяет быстро определять полномочия сотрудника и корректно отображать их в МЧД.
После того, как Вы наделили сотрудника полномочиями, необходимо сообщить об этом контрагенту.
Существует два способа это сделать: направить доверенность самостоятельно или разместить доверенность на хранение, а контрагенту сообщить о том, где она лежит и как ее получить.
Этот вариант подходит для тех случаев, когда доверенность используется разово или в очень ограниченном временном промежутке и содержит узкие полномочия, например, на подписание договоров. в такой ситуации доверенность не нужна большому кругу контрагентов, а значит нет смысла затрачивать ресурсы на ее поиск в реестре ФНС России.
МЧД направляется вместе с пакетом документов, контрагент анализирует ее и бизнес документы, а дальше делает вывод о корректности подписания и полномочиях подписанта.
Вариант с хранением МЧД в какой-либо информационной системе подходит для случаев, когда Вы, как доверитель, хотите контролировать статус МЧД и иметь возможность оперативно отменить ее.
Если Вы выбрали такой способ, то при направлении документа контрагенту Вам надо указать, где хранится доверенность, а также ее идентификаторы для получения. Эту информацию можно поместить в сам документ или передать отдельно от него.
Список информационных систем, где можно хранить МЧД, определен Правительством Российской Федерации (Постановления Правительства РФ №223 и №224 от 21.02.2022). в него входят:
Порядок отмены доверенности в бумажной или электронной формах определяет Гражданский кодекс.
Гражданский кодекс разрешает представителю по доверенности отказаться от переданных ему полномочий.
Если компания большая и ведет активную деятельность, то ей требуется формировать и обрабатывать большое количество доверенностей. При большом числе контрагентов, которые выбирают хранение доверенностей в различных информационных системах, потребуется произвести интеграцию с каждой такой системой для проверки полномочий подписанта. Это сложно и дорого.
Распределенный реестр ФНС России объединяет информационные системы организаций, которым разрешено хранение МЧД, и создает единую систему доверия.
Пользователи каждого участника этой единой системы имеют возможность получить данные об МЧД, размещенной любым другим участником
К распределенному реестру ФНС России подключена нотариальная палата, поэтому у пользователей есть возможность разместить в реестре не только простые, но и нотариально заверенные МЧД
Участниками единой системы (операторами узлов) уже сейчас являются крупные Удостоверяющие центры, операторы ЭДО и органы исполнительной власти. у них Вы можете создавать и загружать МЧД в распределенный реестр или используйте для этих целей сервис на сайте ФНС России.
Версия релиза: 1.76.0Если вы решили хранить свои МЧД в распределенном реестре ФНС России, то ниже приведены шаги, которые важно пройти:
Все доверенности и их подписи, загружаемые в распределенный реестр ФНС России, проверяются автоматически. Если контрагент передал Вам МЧД напрямую, то воспользуйтесь сервисом проверки подписи на сайте ФНС России.
Электронная доверенность в структурированном формате XML, которая может быть прочитана программой.
МЧД нужна для автоматизации проверки полномочий подписантов электронных документов, если у организации много контрагентов.
Сформировать XML формат МЧД целесообразно через уже имеющиеся сервисы, которые предоставляются со стороны удостоверяющих центров, операторов ЭДО.
ФНС России предоставляет бесплатный сервис формирования МЧД и ее регистрации в распределенном реестре.
Если Вы работаете с большим числом контрагентов, то целесообразно договориться с ними о едином месте хранения МЧД, например в распределенном реестре ФНС России.
Однако согласно Постановлению Правительства РФ, а также при наличии требований со стороны других коммерческих структур могут определяться иные места хранения.
Подписывается МЧД электронной подписью единоличного исполнительного органа (Генеральный Директор, ИП).
Если функции Генерального директора российского юридического лица выполняются другим российским юридическим лицом, то МЧД подписывается ЕИО уже этого российского юридического лица.
Отзыв МЧД производится за подписью единоличного исполнительного органа и в той системе, через которую была зарегистрирована.